Установка системы ГЛОНАСС мониторинга транспорта для постоянного спутникового контроля автомобилей

Мы ждем появления первых автомобилей с ЭРА-ГЛОНАСС

 
avto

Российская система экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС — первая в мире государственная система обеспечения безопасности на автомобильном транспорте с применением современных технологий: спутниковой навигации, беспроводной связи, микроэлектроники, автомобилестроения. На создание системы было израсходовано более 3,5 миллиарда рублей. С 1 января 2015 года ЭРУ ввели в промышленную эксплуатацию, а к 2017 году все автомобили в РФ должны быть оснащены аварийными терминалами.

О том, как россияне “обогнали” Европу при разработке систем безопасности на дорогах, о ценах на терминалы, перспективах развития системы и ее взаимодействии с сотовыми операторами и страховщиками, а также о сроках появления ЭРЫ-ГЛОНАСС в Крыму в интервью корреспонденту РИА Новости Екатерине Згировской рассказал вице-президент Некоммерческого партнерства “ГЛОНАСС” Евгений Белянко.

— Евгений Александрович, на днях стало известно, что с марта 2018 года новые автомобили, продаваемые на территории Евросоюза, должны оснащаться технологией автоматической связи со спасательными службами в случае ДТП. А у нас такая система ЭРА-ГЛОНАСС уже сейчас введена в промышленную эксплуатацию.

— Да, промышленная эксплуатация государственной системы экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС началась 1 января 2015 года. Мы впервые в мире создали массовую надежную систему безопасности на автомобильном транспорте, охватывающую территорию всей страны, на три года и три месяца опередив Евросоюз в развитии критически важных для общества технологий. Система ЭРА-ГЛОНАСС имеет самый высокий уровень надежности и использует современные возможности навигационных, информационных и телекоммуникационных технологий, микроэлектроники и автомобилестроения для сохранения жизни и здоровья граждан страны.

— Если я не ошибаюсь, комиссия ООН при разработке единых правил для систем экстренного вызова опирается именно на опыт ЭРА-ГЛОНАСС?

— Наши специалисты активно участвуют в деятельности рабочей группы AECS по разработке правил ООН, регламентирующих требования к устройствам вызова экстренных оперативных служб и требования по оборудованию ими транспортных средств. ЭРА-ГЛОНАСС — первая запущенная в эксплуатацию система такого рода, и в рамках ее создания был разработан и принят очень большой объем нормативных актов и стандартов. Естественно, сейчас при разработке единых правил ООН рабочая группа опирается в первую очередь на наш накопленный опыт. Российские специалисты выступают движущей силой создания единых правил. Фактически мы перешли к экспорту знаний.

— Чем же так хороша наша ЭРА?

— Во-первых, передача данных об аварии в рамках систем ЭРА-ГЛОНАСС и eCall производится по сетям сотовой связи с приоритетом экстренного вызова. Если терминал совершает аварийный вызов, выставляется специальный флаг, который поддерживают все операторы сотовой связи на территории России, и такой вызов обрабатывается с большим приоритетом, чем обычные звонки. Это существенное достижение, которое потребовало больших усилий и затрат от операторов связи.

ЭРА-ГЛОНАСС построена по принципу MVNO и работает там, где есть сигнал хотя бы одного сотового оператора. Сейчас это покрытие составляет 97% федеральных трасс.

При разработке мы взяли стандарты eCall, но не копировали их один в один, а доработали отдельные алгоритмы. ЭРА-ГЛОНАСС полностью совместима с европейской системой, но у нас есть свои преимущества, например, улучшена работа терминала с точки зрения надежности связи. Мы ввели дополнительный канал в виде SMS для получения минимального набора данных об аварии при сбоях в основном канале. За счет того, что ЭРА работает как единый виртуальный оператор, SMS дает нам преимущество. В Европе eCall работает на сетях разрозненных операторов, для них такой вариант не так надежен.

— Каковы первые результаты и показатели внедрения системы экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС в промышленную эксплуатацию?

— Сейчас мы ждем появления первого сертифицированного автомобиля на дорогах. Согласно требованиям техрегламента Таможенного союза, с 1 января 2015 года все новые модели автомобилей, которые поступают в эксплуатацию на территории стран Таможенного союза, должны оснащаться устройствами вызова экстренных оперативных служб. Соответственно, все автопроизводители, которые планируют выпустить новые модели на рынок в этом году, выпустят их уже с терминалами ЭРА-ГЛОНАСС на борту. Первые автомобили, которые будут продаваться, сейчас находятся в процессе получения одобрения типа. Создание системы сертификации потребовало большой работы и значительных инвестиций в современное контрольно-измерительное оборудования.

В 2017 году терминалами нужно будет оснащать все новые автомобили, поступающие в эксплуатацию, соответственно, со сменой автопарка у населения оснащенных автомобилей будет становиться все больше и больше.

— Это касается только производимых на территории РФ машин или импортных тоже?

— Это касается всех автомобилей: и отечественных, и ввозимых из-за рубежа. Каждый серийный автомобиль, произведенный в России или импортируемый, должен пройти процедуру сертификации, если он планируется к продаже на территории Таможенного союза.

— А как происходит одобрение типа?

— Есть много испытаний, обязательные краш-тесты, стендовые испытания. Сертификационные испытания состоят из двух этапов: сначала сам терминал проходит испытания и получает сертификат как компонент автомобиля, дальше автомобиль вместе с терминалом проходит несколько испытаний. Краш-тесты проводятся как на “живой” сети GSM, так и на имитаторе.

— Как проходят тесты, каковы их результаты?

— Сейчас в рамках системы ЭРА-ГЛОНАСС есть специальный комплекс тестирования. Это подсистема, которая частично использует структуру ЭРА-ГЛОНАСС, но построена так, что никакой сбой в испытываемом терминале не окажет влияния на работу основной системы.

Допуск к этой системе тестирования бесплатен, но возможен только для профессиональных участников рынка. Порядка 50 автопроизводителей подписали договоры на тестирование, мы предоставили им около 3 тысяч SIM-карт для проведения испытаний. На данный момент все испытания завершились успешно.

Важно понимать, что это не сертификационные испытания, для прохождения которых нужно обратиться в аккредитованный орган по сертификации и испытательные лаборатории. В рамках комплекса тестирования ЭРА-ГЛОНАСС производители доводят свои продукты до состояния, когда их можно предъявить для официальных сертификационных испытаний в аккредитованную сертификационную лабораторию.

У нас существует соглашения о неразглашении, по которому я не могу раскрывать детали, но точно могу сказать, что моделей бортового оборудования, полностью совместимых с системой ЭРА-ГЛОНАСС много. По заказу компаний мирового и российского автопрома были подготовлены десятки моделей таких устройств, они будут постепенно выходить на рынок в течение ближайших двух лет.

— Терминалы ЭРА-ГЛОНАСС дорогие?

— Терминалы для серийного производства стоят порядка 100 евро. Могут стоить чуть дешевле или чуть дороже, если содержат дополнительные функции.

— То есть, единого терминала нет?

— Существуют единые требования к терминалам по протоколу, механической стойкости, климатике, связи, навигации, эргономике (например, по регламенту при сильной деформации кузова в ДТП водитель и передний пассажир, пристегнутые ремнями безопасности, должны суметь дотянуться до аварийной кнопки) и др. В соответствии с этими требованиями целый ряд российских и зарубежных компаний выпускают устройства экстренного вызова, как дополнительное, так и штатное оборудование.

Каждый автопроизводитель самостоятельно выбирает производителя терминалов, оборудование которого будет устанавливаться в его автомобили.

— Сколько будут стоить SIM-карты ЭРЫ? Или они отдельно не реализуются, а идут в комплекте?

— Они не продаются. Требование системы ЭРА-ГЛОНАСС таково, что SIM-карта обязательно впаивается в устройство. Это неотъемлемая часть терминала. Сделано это, во-первых, для предотвращения ложных вызовов и мошенничества. Во-вторых — для повышения надежности.

Современные массовые SIM-карты для сотовых телефонов не отличаются большой надежностью, а в терминале ЭРА-ГЛОНАСС карта перестать работать просто не может — это система безопасности. Поэтому в требованиях к SIM-картам для терминала ЭРА-ГЛОНАСС есть разделы по климатической и механической стойкости и другие специальные требования.

— Вы говорили, что 97% федеральных трасс имеют покрытие ЭРЫ. Это 83 субъекта РФ, а как дела с самыми новыми федеральными единицами — Крымом и Севастополем? Туда внедряете уже?

— Есть Федеральная целевая программа по развитию Крыма и Севастополя, там определено, что к 2020 году в них должна быть создана система ЭРА-ГЛОНАСС. Подготовительная работа уже ведется.

— В текущем году на ЭРУ Минтранс выделил 389 миллионов рублей, а в последующие годы финансирование планируют увеличивать или уменьшать? Каков будет процент негосударственного финансирования?

— Есть финансовый план, по мере коммерциализации системы доля государственного финансирования будет снижаться. Чтобы ЭРА-ГЛОНАСС работала и выполняла базовую функцию спасения при авариях, необходимы затраты на содержание системы, сервисные контракты и т.д. В 2015 году на проект планируется выделить 590,44 миллиона рублей, а затем с каждым годом государственные вложения будут уменьшаться, а доход от использования инфраструктуры системы расти. К 2017 году, согласно плану, ЭРА-ГЛОНАСС должна выйти на самоокупаемость.

— НП “ГЛОНАСС” отправило в правительство РФ запрос о том, чтобы обязать сотовых операторов автоматически передавать экстренным службам координаты абонентов. Зачем это было сделано?

— В письме на имя вице-премьера Дмитрия Рогозина НП “ГЛОНАСС” предложило разработать правила определения операторами подвижной радиотелефонной связи места нахождения пользовательского оборудования, с которого были осуществлены вызов или передача сообщения о происшествии. Цель разработки этих правил — сокращение времени начала реагирования экстренных оперативных служб на экстренные вызовы и оказания помощи пострадавшим.

Мы считаем, что человек, попавший в беду, должен получить своевременную помощь вне зависимости от того, попал он в автомобильную аварию или любую другую нештатную ситуацию вне автомобиля. В современных городских условиях для быстрого обнаружения пострадавшего необходимо определить не только здание, но и этаж, на котором он находится. Очевидно, что будет необходимо задействовать технологии определения координат по Wi-Fi точкам, другие технологии indoor-навигации.

У нас в Федеральном законе о связи написано, что операторы должны передавать информацию при звонках в экстренные оперативные службы в рамках технических требований, которые утверждает Минкомсвязи. Пока эти требования не установлены, поэтому и данные не передаются. Мы считаем, что очень важно доработать сервис при развитии системы-112, чтобы создать его сразу правильно.

Надеюсь, что вскоре разработка требований начнется. Сейчас сотовые операторы изучают этот вопрос.

— Как идет внедрение системы в Евразийском экономическом пространстве? Белоруссия, Казахстан? Кто еще желает присоединиться к системе ЭРА?

— В Белоруссии и Казахстане будут созданы системы реагирования при авариях, аналогичные ЭРА-ГЛОНАСС. Мы консультируем наших партнеров из этих стран.

К Евразийскому союзу присоединилась Армения, соглашение о присоединении подписала Киргизия. Наши специалисты не так давно побывали с бизнес-миссиями в этих странах, и руководство обеих выразило заинтересованность в создании системы экстренного реагирования на своей территории.

Системы в странах ЕАЭС будут гармонизированы с европейской eCall, в конечном итоге будет создан единое пространство транспортной безопасности по всей Евразии — это выгодно всем.

— Как продвигается реализация совместных проектов с Китаем?

— Мы продолжаем программу сотрудничества. Первое, что необходимо сделать, это гармонизация стандартов навигационно-информационных систем безопасности на транспорте, затем мы приступим к реализации крупных проектов и совместному производству оборудования.

Заключены партнерские соглашения и ведется работа сразу с тремя группами организаций в Китае: государственный уровень (Китайская канцелярии по спутниковой навигации), уровень государственно-частного партнерства (крупнейшие финансово-промышленные холдинги Китая) и уровень частных компаний (прежде всего крупнейшая телематическая ассоциация Китая TIAA).

Сформированы рабочие группы, есть четыре подкомиссии, которые касаются гармонизации систем. В научной сфере нам интересно взаимодействие с Китаем по уточнению параметров Земли — это серьезная научная база, лежащая в основе ГЛОНАСС. В рамках комиссии по применению создаются три рабочие группы: по стандартизации, по проектам и по сотрудничеству в области производства чипов, терминалов.

Во время визита в Пекин в январе этого года вместе с нашей делегацией были представители МИИГАиК (Московский государственный университет геодезии и картографии), и они договорились о проведении курсов и дальнейшей работе в области образования по навигации.

Китайцы хотят ежегодно отправлять к нам обучение специалистов — подготовлено соответствующее соглашение. Как видим, мы снова пришли к экспорту знаний и образовательных услуг.

Руководство Роскосмоса 17 марта официально назначило сопредседателей рабочих групп, созданных в рамках Комитета по важному стратегическому сотрудничеству в области спутниковой навигации от российской стороны.

— Какие есть идеи по расширению спектра сервисов ЭРЫ? Расскажите пожалуйста об автоматизированной информационной системе обязательного страхования и связи и ее взаимодействии с системой ЭРА-ГЛОНАСС?

— Для страховой телематики, как и для многих других сервисов, требуются те же компоненты, что для устройства ЭРА-ГЛОНАСС, только алгоритм работы у акселерометра и подсистемы связи другие. Если ЭРА-ГЛОНАСС определяет опасные для жизни удары, то для страховой телематики определяются царапины, разбитые фары, бамперы и т.д. Можно сделать единый прибор, который будет решать обе задачи. Если произошел сильный удар — это алгоритм работы ЭРА-ГЛОНАСС, а если царапина — это страховая телематика и так далее. Это базовая идея интеграции.

По решению президента Владимира Путина, принятому в июле 2014 года, система ЭРА-ГЛОНАСС послужит основой национальной навигационно-информационной инфраструктуры на транспортном комплексе и будет способствовать развитию внутреннего рынка технологий ГЛОНАСС.

Один из важных проектов ее применения — Европротокол. В июле были приняты поправки в федеральный закон об ОСАГО, которые определили возможность использования системы для целей Европротокола, и 1 октября выпущено постановление правительства, которое определило его технические требования, а в марте 2015 года утверждены технические правила взаимодействия ЭРА-ГЛОНАСС и автоматизированной электронной системы ОСАГО.

Чтобы оформить ДТП по процедуре безлимитного Европротокола, недостаточно заполненного бланка, надо предоставить данные, полученных с помощью технологий спутниковой навигации, а также фото- и видеоматериалы, подтверждающие факт аварии и повреждения автомобиля.

При этом они должны быть зафиксированы с помощью технических средств контроля, без возможности коррекции информации.

Инфраструктура системы ЭРА-ГЛОНАСС может использоваться в качестве технологической основы для автоматизации оформления ДТП.

Информация, полученная из системы, будет иметь юридическую силу и может использоваться для урегулирования убытков страховыми компаниями.

Также на основе инфраструктуры системы планируется создавать множество дополнительных сервисов в различных областях: охранно-поисковые услуги, страховая телематика, мониторинг транспорта, информирование, удаленная диагностика и многое другое.

— Планируется создание венчурного инвестфонда поддержки навигационных технологий ГЛОНАСС. Когда его создадут? Кто будет участвовать? В чем основная идея?

— Инвестиционный венчурный фонд поддержки развития и экспорта отечественных навигационных проектов — Фонд ГЛОНАСС создается по поручению правительства и будет заниматься поддержкой экспорта продуктов и услуг ГЛОНАСС. Успех любой навигационной системы зависит от количества пользователей. Стратегическая цель этого фонда — увеличение количества пользователей ГЛОНАСС во всем мире.

Планируется, что акционерами Фонда ГЛОНАСС станут Внешэкономбанк, институты развития, частные российские и зарубежные инвесторы.

В феврале Некоммерческое партнерство “ГЛОНАСС” и Фонд “ВЭБ-Инновации” подписали соглашение о сотрудничестве, в рамках которого мы будем вести совместную деятельность по привлечению к работе Фонда ГЛОНАСС российских и зарубежных инвесторов, а также отбирать перспективные компании, создающих продукты и услуги с использованием технологий ГЛОНАСС.

— И в заключение, весной снова пройдет международный форум НАВИТЕХ. Какие новинки ждать? Какие страны приглашены в Россию к участию? Нет ли проблем из-за геополитики?

— Навигационный форум традиционно собирает ведущих специалистов в области спутниковой навигации из разных стран. Это событие международного уровня, аккредитованное при ООН.

Мы, как и каждый год, пригласили гостей из всех стран, где так или иначе развиваются навигационные технологии. Конечно, в этот раз будут большие делегации из Китая, ждем гостей из Индии, Японии, Европы, США, конечно, из государств Таможенного союза.

В каждой отрасли есть понятие взросления. Когда массовое внедрение ГЛОНАСС в стране только начиналась в 2007 году, новинки были каждый день. Постепенно навигация стала частью экономики России. Теперь новинки будут появляться реже, но они будут более масштабными. На форуме мы ожидаем очень интересные доклады наших российских специалистов. Они будут касаться бизнес-процессов — необычный взгляд людей на пресловутую монетизацию. Будут очень интересные технические доклады по indoor-навигации.

Лейтмотивом пленарной части будет “Навигационный рынок. Перезагрузка”, новые маршруты, это вопросы высокоточной навигации, массового обслуживания.

image_pdfimage_print